Фрагмент для ознакомления
2
Общение является неотъемлемой частью взаимоотношений в современном обществе.
Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.
По своей сущности в зависимости от содержания, целей и средств, общение делят на следующие виды:
1. По средствам выражения:
-Вербальное. Осуществляется с помощью речи и доступно только человеку. Его не всегда достаточно для донесения информации до оппонента.
-Невербальное. Происходит с привлечением взгляда, жестов, мимики, прикосновений. Они дополняют сказанное или выступают как самостоятельные элементы. Приемы невербального общения влияют на подсознание человека и позволяют воздействовать на его чувства.
2. По целям:
-Биологическое. Это общение, необходимое для удовлетворения потребностей человека как биологической единицы. Оно связано с поддержанием, развитием и сохранением организма.
-Социальное. Определение социального общения звучит как взаимодействие с обществом. С его помощью человек добивается своих целей в социальной сфере.
3. По характеру:
-Деловое (формальное, ролевое). Его цель - договориться о чем-то, прийти к какому-то соглашению. Такая коммуникация обусловлена ролью человека в социуме. Это взаимодействие уместно в рабочем коллективе.
-Неформальное. Обусловлено личными отношениями и происходит за границами деловых отношений. Это люди, с которыми ему приятно проводить время, они разделяют его интересы.
4. По содержанию:
-Материальное. Взаимодействие с целью получения материальных ценностей, предметов, продуктов труда.
-Когнитивное. Передача информации развивающего вида, которая помогает расширять кругозор и совершенствоваться.
-Кондиционное. Воздействие субъектов на физическое или психологическое состояние друг друга для достижения определенного эффекта.
-Деятельностное. Передача действий, операций, умений, навыков.
-Мотивационное. Передача побуждений к активной деятельности.
5. По участникам общения:
-Лично-групповое. Примером можно назвать взаимодействие с рабочим коллективом.
-Межличностное. Предполагает, что между двумя участниками происходит прямой контакт, поэтому такой вид еще называют прямым. Межличностное общение может быть опосредованным и непосредственным.
-Межгрупповое. Контактируют две или более группы людей. Такая коммуникация носит мирный или конфликтный характер.
6. По средствам передачи информации:
-Опосредованное. Происходит с помощью технических средств, почты или третьих лиц. Сегодня опосредованное общение пользуется популярностью, особенно, в молодежной среде.
-Непосредственное. Собеседники общаются, находясь рядом. Они получают друга от друга неискаженную информацию и хорошо понимают смысл сказанных слов.
7. По времени:
-Кратковременное.
-Длительное. Процесс, который предполагает не только решение стоящих задач, но и познание друг друга.
Также выделяют:
-Воспитательное общение. Выражается в целенаправленном воздействии одного индивида на другого для достижения определенного результата.
-Диагностическое общение. В результате такого взаимодействия у человека формируется мнение об оппоненте или он получает информацию о собеседнике (врач-пациент, таблица с вопросами при приеме на работу).
- Интимно-личностное общение. Оно происходит только между родными и близкими людьми, которые доверяют друг другу.
Каждый человек за всю свою жизнь сталкивается со всеми видами общения. С раннего возраста каждый индивид общается с социумом сначала в виде жестов, а затем с применение речи, с каждым годом повышает эффективность общения и учится коммуникабельности.
Задача 1
Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в помещении для курения за беседой. Как бы вы
поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.
В данном случае следует подойти к сотрудникам фирмы, представиться и выяснить деловое ли у них общение, возможно сотрудники решают какую-то сложную производственную задачу, используя «мозговой штурм». Менеджеру нужно сказать: «Добрый день, я заметил, что вы долго здесь находитесь и о чем-то оживленно беседуете. Если эти вопросы касаются работы, то возможно я могу вам помочь, давайте перейдем в мой кабинет для решения этого вопроса». Если же сотрудники в рабочее время решают свои личные вопросы в течение такого длительного времени, то нужно сделать им замечание и предупредить, что в следующий раз при нарушении внутреннего трудового распорядка будет поставлен в известность высший руководящий состав и возможно применено дисциплинарное взыскание.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Головлева, Е.Л. Теория и практика современной коммуникации [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Е.Л. Головлева, Д.А. Горский. – Электрон. текстовые дан-ные. – М. : Московский гуманитарный университет, 2017. – 192 c. // IPRbooks : электрон-но-библиотечная система. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74742.html, ограниченный. – Загл. с экрана.
2 Основы теории коммуникации [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский; отв. ред. О.Я. Гойхман. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с. // ZNANIUM.COM : электронно-библиотечная система. – Режим доступа: http://www.znanium.com/catalog.php?, ограниченный. - Загл. с экрана.
3 Чамкин, А. С. Основы коммуникологии (теория коммуникации) [Электрон-ный ресурс] : учебное пособие / А.С. Чамкин. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2013. - 350 с. // ZNANIUM.COM : электронно-библиотечная система. – Режим доступа: http://www.znanium.com/catalog.php?, ограниченный. - Загл. с экрана
4 Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник для бакалавров / Ф. И. Шарков. - 5-е изд., стер. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 488 с. // Znanium.com
: электронно –библиотечная система. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1093511 (дата обращения: 08.09.2020).